Как уговорить мужа на СО

Как мне уговорить мужа забрать ребёнка на семейное обучение?

Очень часто задаваемый вопрос, порой просто боль многих мам. «Я бы забрала ребёнка на СО, но муж категорически против, и слышать ничего не хочет. Считает, что со мной что-то не то, что я попала под дурное влияние».

Я сейчас буду описывать свой собственный семейный опыт. Эта проблема очень отзывается мне самой, так как у меня ушло немало сил и времени на то, чтобы мой муж стал моим единомышленником.

Семейное обучение – это такая отрасль семейной жизни, которая неминуемо вскроет все проблемы во взаимоотношениях между мамой и папой, более того, заметно усилит их.

Проблем с переходом ребёнка на СО не возникает в тех семьях, где изначально гармонично выстроен диалог между родителями, где принято ВМЕСТЕ обсуждать дела семейные, договариваться, взвешивать все «за» и «против» и учитывать интересы обеих сторон. Где папа и мама постоянно общаются, рассказывают друг другу о своих чувствах, сомнениях, тревогах и ищут совместно выгодные пути разрешения той или иной ситуации.

Положение матриархата или патриархата, при котором «как я сказал, так и будет» или «никаких «почему» – потому что» – это неподходящая почва для СО. Такая форма обучения именно потому и называется «семейной», а не «папиной» или «маминой, где один пытается обучать, а другой, в лучшем случае, не участвует совсем, в худшем, ставит палки в колёса. Семейное образование – это совместная сплоченная работа всей семьи, где каждый разделяет потребности и поддерживает интересы друг друга.

В каком случае одна сторона может заявить, что другая сторона «не в себе», «не в своём уме», «попала под дурное влияние»? В том случае, когда одна сторона не живёт интересами другой стороны и следовательно, испытывает недоверие к ней, находится в другом понятийном поле, в другой системе координат.

Если в семье возникают разногласия по поводу семейной формы обучения, то это, скорее всего, не единственное яблоко раздора. Это просто ещё одна дополнительная ситуация, когда папа и мама имеют разное отношение, или даже систему взглядов на одну и ту же проблему. В большинстве всех остальных случаев проблемы решаются так, что принимаются лишь условия одной стороны, а вторая всегда уступает. При этом, создаётся ошибочное представление, что тот, кто постоянно уступает, делает это во благо или во имя мира в семье. На самом же деле, истинный корень проблемы зарывается всё глубже.

Гармоничное формирование и развитие СО в таких условиях очень маловероятно. Более того, есть все риски того, что заложником разногласий между родителями становится ребёнок, во благо которого, безусловно, возник весь сыр-бор.

Что же делать родителям, которым не удаётся организовать семейное обучение по причине расхождения во взглядах? В моей семье мне удалось сделать следующее:

  1. Достичь гармоничного диалога по разным другим внутрисемейным вопросам, не касающимся СО. Научиться проговаривать друг другу мечты и желания, с уважением относиться к тому, что чувствует и чем живёт любимый человек, сотворец твоей семьи.
  2. Научиться договариваться с учётом интересов обеих сторон. Ситуация, когда один всегда берёт верх, а другой терпит и уступает, ненормальна! И я ни в коей мере не призываю кого бы то ни было из вас поднимать бунт. Достаточно обыкновенного разговора! Мы живём годами, скрывая в себе невысказанные желания, тайные обиды и мечты. И клубок непонимания растёт как снежный ком. 

Простая беседа может сложиться самым невероятным образом: «а я думал, ты…», «а я думала, ты…» И открываются совершенно невероятные факты друг о друге! Мы лепим заочно в своих головах какие-то собственные образы и субъективные представления о близких нам людях, не осознавая реального положения на самом деле.

Договор в стиле: «хорошо, обучайтесь дома, но в конце года предъявите мне результаты аттестации», с моей точки зрения, недействителен, так как учитывает интересы только одной стороны, и в нём присутствует открытое недоверие. Более того, заложником таких отношений становится ребёнок. Очень часто мы, обрадовавшись тому, что удалось получить хоть какое-то послабление, соглашаемся на немыслимые условия. И загоняем себя ещё в большую западню такими полутонами. Договор основывается на доверии обеих сторон друг к другу, без шантажа и манипуляций.

  1. Делиться друг с другом своими открытиями и находками. Почти 10 лет я жила, будучи в полной уверенности в том, что мой муж должен всё знать, понимать и чувствовать точно так же, как я – ведь он живёт со мной! Неужели сам не видит?! Ведь всё происходит на его глазах!! Потребовалось длительное время, чтобы убедиться в том, что не видит! И имеет на это право!

Если хочешь, чтобы тебя услышали – скажи. Если хочешь, чтобы увидели – покажи! Это так просто, что когда я открыла для себя эту простейшую истину, во многом облегчились отношения не только с мужем, и не только по вопросам СО, и стали просто отваливаться огромными пластами проблемы, которые таскала годами!!! И с каждым пластом все легче, легче, легче…

И вот оно драгоценное «чем я могу тебе помочь?» Вместо «ты у нас педагог, ты пединститут заканчивала». Нашла интересную статью – зачитываю. Попался фильм – смотрим вместе. Проговориваем опасения, сомнительные моменты, насколько это применимо или неприменимо для нашей семьи.

  1. Искать общие точки соприкосновения. Друзья, их полно! Например, мы все хотим, чтобы наши дети выросли успешными, образованными, здоровыми и т. д. Отлично! Первый пункт найден! Есть от чего оттолкнуться! Рассуждаем дальше о способах, путях и методах достижения цели.

Весь этот диалог будет неизбежно происходить на глазах у ваших детей, и они получат от вас бесценный опыт грамотного и человечного выстраивания отношений между любимыми людьми в семье. Это опыт, который они понесут дальше, в будущее, в свои собственные семьи. Что является, пожалуй, самой ценной стороной семейного образования.

Можно молчать годами… «Не поймет, не услышит…» Но сама проблема не решится! Уже пробовали? Не получилось? Пробуйте ещё! Открывают те двери, в которые стучат! Всё течет, всё изменяется. Сегодня человек думает так, завтра может всё поменяться. Человеческие отношения – это труд, это работа! Здесь не бывает простых и быстрых решений. И, если однажды покажется, что сил больше нет, то подумайте о результате, который принесут эти усилия! Они будут самыми удивительными! Важно верить, не терять надежды и проявлять настойчивость, ведь речь идет о семье и детях. Что может быть важнее!

Виктория Кузнецова, автор и педагог курсов проекта «Свободное образование»

Курсы 21-22 учебного года:

НАЧАЛЬНАЯ‌ ‌ШКОЛА‌ ‌1,‌ ‌2,‌ ‌3,‌ ‌4‌ ‌КЛАССЫ‌‌ 👉‌ https://clck.ru/UG7UR

СРЕДНЯЯ‌ ‌ШКОЛА‌ ‌5-11‌ ‌КЛАССЫ‌ 👉‌ https://clck.ru/UG7WV

ДИСТАНЦИОННАЯ‌ ‌АТТЕСТАЦИЯ‌ 👉‌ ‌https://clck.ru/UG7Xt