IMG 1181 1 scaled 1
home 06 icon 22
home 06 icon 23
triangle orange

Кубики Зайцева: учим малыша читать играя

всё о занятиях по методике Зайцева
home 06 icon 22
triangle blue

Оглавление

zaj2

«Кубики» Зайцева – популярная на сегодняшний день методика обучения детей чтению. Используется в дошкольных учреждениях образования с 1989 г. с целью научить читать малышей уже в раннем возрасте. За все время своего существования метод Николая Зайцева обрел как ярых противников, так и преданных последователей.

Тем не менее авторская методика отлично себя зарекомендовала, о чем свидетельствуют восторженные отзывы родителей детей, воспитателей и педагогов. Ведь чтение – один из ключевых навыков, уверенное владение которым обеспечивает высокую успеваемость ребенка в школе. Именно по этой причине многие родители стремятся научить читать своих детей еще в дошкольном возрасте.

Кубики Зайцева: что это такое?

«Кубики» – новаторская методика, цель которой заключается в том, чтобы научить ребенка читать не по привычным нам слогам, буквам или словам, а по складам. Склады представляют собой определенные буквосочетания, которые состоят исключительно из двух графических единиц. Считается, что каждый малыш учится постепенно говорить, начиная именно с простых сочетаний букв (ба, ма, та и пр.), поэтому и овладеть чтением таким образом ему будет гораздо легче.

Основное правило методики – «учить» ребенка через игру. Поскольку детская игра – ведущий вид деятельности дошкольника, то ребенок, играя, очень легко усваивает новые навыки и знания. Игры на занятиях часто сопровождаются песнями, стихами, песнями, попевками, которые, конечно же, пробуждают еще больший интерес к занятиям. Чтобы достичь максимального успеха, педагоги и родители обязаны придерживаться следующих правил работы с детьми:

  • Никакого принуждения! Обучение надо проводить только в игровой форме.
  • Ребенка ни в коем случае нельзя усаживать за стол и парту. Малыши могут сидеть на ковре, прыгать, бегать или вообще стоять в стороне, когда педагог начинает что-то рассказывать, показывать или называть склады.
  • В ходе занятия нужно учитывать физиологические и психологические особенности ребенка.
  • Занятия необходимо продумывать таким образом, чтобы акцентировать внимание на развитие тактильного восприятия, слуха и зрения.
  • Автор методики придерживается системного подхода в процессе обучения.
  • В качестве наглядного пособия на занятиях рекомендуется использовать таблицы.
  • Каждое свое действие педагог должен четко и внятно проговаривать.
  • Допускается использование в процессе обучения различных дополнительных материалов – картинок, карточек, развивающих игрушек, музыкального сопровождения, песенок и пр.

Начинать обучение ребенка по методике Зайцева можно с двух лет. Занятия по продолжительности не должны превышать 20 минут.

id430667

В чем суть методики?

Николай Зайцев при своей работе никогда не опирался на теоретические знания. Он считал, что малышам она тоже не нужна. А вот что необходимо – так это наглядные примеры, при помощи которых у детей сформируется образ склада (без опоры на звуки и буквы, азбуку). Таким образом, цель методики – научить читать малыша по собранным из кубиков складам.

В процессе обучения ребенок самостоятельно начинает различать твердые, мягкие, глухие, звонкие, гласные и согласные звуки. Для этого используются специальные наборы картонных кубиков. Они отличаются по форме, цвету и размерам. Внутри они содержат деревяшки, железяки и прочие наполнители. Дети, играя с ними, исследуют их текстуру, цвет, форму и сам звук.

Как правило, в комплект входят:

  • Большие кубики, которые обозначают твердые склады
  • Маленькие – мягкие
  • Двойные – гласные и согласные звуки
  • Железные – звонкие согласные
  • Золотые служат для обозначения гласных
  • На деревянных изображены согласные и гласные звуки
  • На голубых – гласные
  • На синих – согласные и пр.
  • На зеленых – твердый и мягкий знак

Понятие склада формируется за счет индивидуальных ощущений ребенка без опоры на алфавит. После того как сформированы четкие ощущения того или иного склада, имеет смысл переходить к развитию наглядно-действенного мышления – ребенок начинает действовать согласно примерам, произносит склады, складывает простые слова и пр. Взрослый лишь показывает принцип составления складов, а ребенок повторяет за ним. Потом формируется словесно-логическое мышление, например, в процессе самого чтения, при «написании» слов при помощи указки, формировании навыка бегло читать.

zajceva 1

Через несколько месяцев изучения малыши уже самостоятельно могут составить («по цепочке») и хорошо, внятно прочесть простые слова.

В основе системы Николая Александровича Зайцева лежат следующие принципы:

  • Ребенок воспринимает склады на слух, слышит и запоминает их, а затем воспроизводит их при чтении.
  • В процессе занятий задействуются все органы чувств – слух, тактильные ощущения, зрение. Происходит это за счет взаимодействия ребенка с кубиками.
  • Сначала ребенок учиться писать, а затем читать. Малыш руками составляет слово, узнавая написанные на кубиках или в таблице склады, а только затем будет учиться читать.
  • Упор делается на развитие навыка беглого чтения.
  • Большое внимание уделяется развитию речи.
  • Не допускается монотонное проведение занятий.

Заниматься ребята должны исключительно в игровой форме, самостоятельно регулируя нагрузку и вид деятельности. В процессе игры ребенок должен полностью расслабиться. Такой подход не только помогает легко и быстро научиться читать, но и оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья ребенка и развитие когнитивных способностей – памяти, мышления, внимания.

Достоинства и недостатки метода

Преимущества метода заключаются в том, что кубики «рисуют» для малыша привычную для него картинку и дают возможность научиться читать в максимально короткие сроки. Среди плюсов методики также можно выделить:

  • Доступность и эффективность. Родители самостоятельно могут заниматься с детьми дома.
  • В процессе обучение формируются не только навыки чтения, но и правописания.
  • Занятия всегда сопровождаются игровыми элементами. На них допускается использование игрушек, дополнительных картинок, аудиоматериалов.
  • Занятия позволяют эффективно развивать мелкую моторику. Способствуют формированию творческого мышления.
  • Склады обязательно нужно пропевать. Это делает занятие более интересным и привлекательным для малыша, поскольку все дети просто обожают петь.
  • Занятия проводятся в постоянном движении и даже на свежем воздухе.
  • В процессе обучения малыш укрепляет свое зрение, развивает зрительную память и способность концентрироваться на нужном объекте.

Таким образом, дети усваивают основные названия предметов и понятия окружающего мира, расширяет свой кругозор и стремиться к познанию чего-то нового. Множество родителей и учителей высказываются о простоте использования метода Зайцева в обучении. В арсенале имеется многообразие учебных материалов и методических руководств, облегчающих процесс обучения и делающих его более доступным. Тем не менее, метод обучения чтению через склады не лишен своих препятствий, несмотря на широкое признание. Главный недочет методики заключается в ее несовместимости с последующей школьной программой, которая обычно фокусируется на слоговом чтении. Это может вызвать замешательство у учащихся и учителей из-за того, что склады не всегда соответствуют слогам, создавая трудности в их распознавании и анализе.

Распространены также проблемы с фонетическим разложением слов на звуки. Детям сложно выделить отдельные звуки в словах, так как они привыкли видеть знакомые склады. Это затрудняет разбиение складов на отдельные буквы и далее на морфемы, что важно для дальнейшего анализа слов и их образования. Помимо этого, методика складового чтения может привести к упущению детьми некоторых звуков, особенно в конце слов, что негативно сказывается на их письме и обучении правописанию.

Стоит также отметить высокую цену на набор кубиков и их ограниченный срок службы как недостатки данного метода.

2JPh2787irU

Примеры игр и упражнений

Метод Зайцева предполагает на занятиях большое разнообразие игр, развивающих игрушек, методических пособий.

Наиболее популярными играми являются:

  • «Поезд»

Суть игры заключается в том, что поезд строится из кубиков со складами. Так, маленькие дети привыкают к звучанию слов, учатся составлять и читать их. Важно в процессе стимулировать самостоятельность ребенка, а взрослым по возможности вообще не вмешиваться в игру.

  • «Как звучит кубик?»

Воспитатель озвучивает склады и целые слова, а также поясняет интонацию и знаки препинания. Ребенок по желанию повторяет за ним и приносит на «озвучку» все новые кубики.

  • «Смешные слова»

Малыши самостоятельно складывают слова, учась ставить правильно буквы и склады, при этом могут придумать много смешных, не существующих слов, но ни в коем случае нельзя ограничивать фантазию ребенка.

  • «Башенки»

Принцип тот же, что и в игре «поезд». Только слова строятся вертикально.

  • «Вкусный обед»

В этой игре очень легко заинтриговать малыша. Чтобы приготовить очень вкусный обед, нужно правильно составить слово, а затем прочитать. Игра имеет множество вариаций и всегда вызывает восторг у детей.

  • «Домики»

Взрослый человек выстраивает вместе с ребенком домики таким образом, чтобы на нем читалось какое-либо слово. Педагог вначале его пропевает, дошкольник повторяет за ним. Обычно упражнения подобного рода дети выполняют с удовольствием.

Для достижения максимального эффекта заниматься «кубиками» следует не только в саду, но и дома. Голос мамы, ее пение и произношение совсем по-иному воспринимается ребенком, и ему легче освоить навыки чтения.

Некоторые рекомендации по проведению занятий

  • Занятия должны проходить весело и увлекательно
  • Взрослый в процессе обучения становится близким другом ребенка, готовым в любую минуту прийти к нему на помощь.
  • Упор нужно делать только на практику.
  • Занятия должны проходить в том темпе, который соответствует развитию и возрасту ребенка.
  • Перед началом занятий всегда нужно предлагать малышам поиграть.
  • Не ругать за ошибки, а сделать так, чтобы ребенок сам смог ее увидеть и исправить.
  • Сопровождать занятия богатым речевым материалом – загадками, потешками, песенками и обыкновенной беседой.
  • На первых занятиях лучше использовать небольшое количество кубиков из картона.
  • Обращаться к ребенку только по имени и не предъявлять к нему слишком высокие требования.
  • Одну и ту же игру, упражнение нужно повторить несколько раз, чтобы в голове у малыша отложился образ склада.

Знакомство с кубиками Зайцева разнообразит жизнь маленького крохи. Научит их мыслить самостоятельно, творчески подходить к решению задач, сформирует словесно-логическое мышление и усилит память и способность концентрироваться. Однако следует помнить, что успех в освоении чтения возможен только в том случае, если заниматься с ребенком систематически и придумывать для него все новые игровые задания и при этом использовать исключительно творческий подход

obuchenie chteniyu zayzev 02

Наши курсы для дошкольников по методике Н. А. Зайцева

home4 icon6 pm8t8lg96k0d5t1hiqlmqppmc8hdghxc6d5errj3ls
Обучение в группе, общение с преподавателями онлайн
home13 icon3
Обучающие видео доступны навсегда
home13 icon1
Аттестация в московской школе дистанционно

 

Оставьте заявку, и мы ответим на все вопросы



    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

    301bdba0853cf9f851bc447de9ef5e90

    Наши преподаватели

    Остались вопросы?
    Напишите нам в удобном мессенджере:    Telegram   WhatsApp   Viber
    main pic
    Получить консультацию

    Напишите нам и мы ответим вам
    в ближайшее время



      Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

      2023 © Свободное образование.
      Все права защищены.