Мы работаем: пн–пт 9:00–18:00
Мы работаем: пн–пт 9:00–18:00
«Кубики» Зайцева – популярная на сегодняшний день методика обучения детей чтению. Используется в дошкольных учреждениях образования с 1989 г. с целью научить читать малышей уже в раннем возрасте. За все время своего существования метод Николая Зайцева обрел как ярых противников, так и преданных последователей.
Тем не менее авторская методика отлично себя зарекомендовала, о чем свидетельствуют восторженные отзывы родителей детей, воспитателей и педагогов. Ведь чтение – один из ключевых навыков, уверенное владение которым обеспечивает высокую успеваемость ребенка в школе. Именно по этой причине многие родители стремятся научить читать своих детей еще в дошкольном возрасте.
Кубики Зайцева: что это такое?
«Кубики» – новаторская методика, цель которой заключается в том, чтобы научить ребенка читать не по привычным нам слогам, буквам или словам, а по складам. Склады представляют собой определенные буквосочетания, которые состоят исключительно из двух графических единиц. Считается, что каждый малыш учится постепенно говорить, начиная именно с простых сочетаний букв (ба, ма, та и пр.), поэтому и овладеть чтением таким образом ему будет гораздо легче.
Основное правило методики – «учить» ребенка через игру. Поскольку детская игра – ведущий вид деятельности дошкольника, то ребенок, играя, очень легко усваивает новые навыки и знания. Игры на занятиях часто сопровождаются песнями, стихами, песнями, попевками, которые, конечно же, пробуждают еще больший интерес к занятиям. Чтобы достичь максимального успеха, педагоги и родители обязаны придерживаться следующих правил работы с детьми:
Начинать обучение ребенка по методике Зайцева можно с двух лет. Занятия по продолжительности не должны превышать 20 минут.
Николай Зайцев при своей работе никогда не опирался на теоретические знания. Он считал, что малышам она тоже не нужна. А вот что необходимо – так это наглядные примеры, при помощи которых у детей сформируется образ склада (без опоры на звуки и буквы, азбуку). Таким образом, цель методики – научить читать малыша по собранным из кубиков складам.
В процессе обучения ребенок самостоятельно начинает различать твердые, мягкие, глухие, звонкие, гласные и согласные звуки. Для этого используются специальные наборы картонных кубиков. Они отличаются по форме, цвету и размерам. Внутри они содержат деревяшки, железяки и прочие наполнители. Дети, играя с ними, исследуют их текстуру, цвет, форму и сам звук.
Как правило, в комплект входят:
Понятие склада формируется за счет индивидуальных ощущений ребенка без опоры на алфавит. После того как сформированы четкие ощущения того или иного склада, имеет смысл переходить к развитию наглядно-действенного мышления – ребенок начинает действовать согласно примерам, произносит склады, складывает простые слова и пр. Взрослый лишь показывает принцип составления складов, а ребенок повторяет за ним. Потом формируется словесно-логическое мышление, например, в процессе самого чтения, при «написании» слов при помощи указки, формировании навыка бегло читать.
Через несколько месяцев изучения малыши уже самостоятельно могут составить («по цепочке») и хорошо, внятно прочесть простые слова.
В основе системы Николая Александровича Зайцева лежат следующие принципы:
Заниматься ребята должны исключительно в игровой форме, самостоятельно регулируя нагрузку и вид деятельности. В процессе игры ребенок должен полностью расслабиться. Такой подход не только помогает легко и быстро научиться читать, но и оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья ребенка и развитие когнитивных способностей – памяти, мышления, внимания.
Преимущества метода заключаются в том, что кубики «рисуют» для малыша привычную для него картинку и дают возможность научиться читать в максимально короткие сроки. Среди плюсов методики также можно выделить:
Таким образом, дети усваивают основные названия предметов и понятия окружающего мира, расширяет свой кругозор и стремиться к познанию чего-то нового. Множество родителей и учителей высказываются о простоте использования метода Зайцева в обучении. В арсенале имеется многообразие учебных материалов и методических руководств, облегчающих процесс обучения и делающих его более доступным. Тем не менее, метод обучения чтению через склады не лишен своих препятствий, несмотря на широкое признание. Главный недочет методики заключается в ее несовместимости с последующей школьной программой, которая обычно фокусируется на слоговом чтении. Это может вызвать замешательство у учащихся и учителей из-за того, что склады не всегда соответствуют слогам, создавая трудности в их распознавании и анализе.
Распространены также проблемы с фонетическим разложением слов на звуки. Детям сложно выделить отдельные звуки в словах, так как они привыкли видеть знакомые склады. Это затрудняет разбиение складов на отдельные буквы и далее на морфемы, что важно для дальнейшего анализа слов и их образования. Помимо этого, методика складового чтения может привести к упущению детьми некоторых звуков, особенно в конце слов, что негативно сказывается на их письме и обучении правописанию.
Стоит также отметить высокую цену на набор кубиков и их ограниченный срок службы как недостатки данного метода.
Метод Зайцева предполагает на занятиях большое разнообразие игр, развивающих игрушек, методических пособий.
Наиболее популярными играми являются:
Суть игры заключается в том, что поезд строится из кубиков со складами. Так, маленькие дети привыкают к звучанию слов, учатся составлять и читать их. Важно в процессе стимулировать самостоятельность ребенка, а взрослым по возможности вообще не вмешиваться в игру.
Воспитатель озвучивает склады и целые слова, а также поясняет интонацию и знаки препинания. Ребенок по желанию повторяет за ним и приносит на «озвучку» все новые кубики.
Малыши самостоятельно складывают слова, учась ставить правильно буквы и склады, при этом могут придумать много смешных, не существующих слов, но ни в коем случае нельзя ограничивать фантазию ребенка.
Принцип тот же, что и в игре «поезд». Только слова строятся вертикально.
В этой игре очень легко заинтриговать малыша. Чтобы приготовить очень вкусный обед, нужно правильно составить слово, а затем прочитать. Игра имеет множество вариаций и всегда вызывает восторг у детей.
Взрослый человек выстраивает вместе с ребенком домики таким образом, чтобы на нем читалось какое-либо слово. Педагог вначале его пропевает, дошкольник повторяет за ним. Обычно упражнения подобного рода дети выполняют с удовольствием.
Для достижения максимального эффекта заниматься «кубиками» следует не только в саду, но и дома. Голос мамы, ее пение и произношение совсем по-иному воспринимается ребенком, и ему легче освоить навыки чтения.
Знакомство с кубиками Зайцева разнообразит жизнь маленького крохи. Научит их мыслить самостоятельно, творчески подходить к решению задач, сформирует словесно-логическое мышление и усилит память и способность концентрироваться. Однако следует помнить, что успех в освоении чтения возможен только в том случае, если заниматься с ребенком систематически и придумывать для него все новые игровые задания и при этом использовать исключительно творческий подход
Оставьте заявку, и мы ответим на все вопросы
Напишите нам и мы ответим вам
в ближайшее время
Семейное образование. Обучение онлайн и дистанционная аттестация.