Мозг умнее нас

Известный ученый-нейролингвист Татьяна Черниговская в интервью “Интерфаксу” поделилась своими мыслями о лени, гениальности и качественном образовании.

– Татьяна Владимировна, недавно появилось новое исследование ученых СПбГУ о том, что лень в современном мире стоит рассматривать в качестве генератора новых идей и драйвера экономики. Что вы думаете об этом?

– Это популистское заявление. Есть такая научная статья, которая называется “Let the brain wonder by itself”, что означает “оставьте мозг в покое, пусть он делает то, что хочет”. Но это не вопрос лени. У нас мощнейшая нейронная сеть, отчасти она нам подчиняется, а отчасти она крутит что-то сама, поэтому не надо на нее давить. Здесь даже можно привести метафору из человеческих отношений: если на меня слишком сильно будут давить, я вообще откажусь что-либо делать. То же самое и здесь.

Если говорить о научных фактах, то есть так называемое дефолтное состояние мозга. Дефолт здесь имеется в виду не в экономическом смысле, а когда мозг работает по инструкции “поступай так, если нет других указаний”. Состояние сводится к тому, что человек как бы ничего не делает. Это не значит, что он спит, это такое особое состояние, очень важное, особенно для творческого мозга – мы про него мало знаем, знаем только о факте его существования.

Когда вы решаете какую-то трудную задачу, а она не идет, то нужно плюнуть, поехать по заливу погулять, съесть что-то вкусное, подумать о другом, заняться ерундой, то есть прекратить, не напирать. Если напирать на мозг, он откажется.

Для популярности можно назвать это ленью. Лень – хорошая вещь. Если бы не тошно было коромыслом воду носить, то так бы и носили. Я вот все время говорю, что самый страшный ужас, который может случиться для меня во вселенной, это отмена стиральных машин, на это я не соглашусь никогда. То есть лень хороша в когнитивном, серьезном смысле, а не обывательском.

– Чем мозг гения отличается от мозга обычного человека?

– Это нейронная сеть, которая действует необычным образом. Она использует новые ходы, и не только алгоритмы. Вопрос “почему” – бессмысленный. Никто не знает.

– То есть это способность создавать необычные нейронные связи?

– Это способность к нетривиальным ходам. Если подходить иначе к этому вопросу, тогда самым большим гением был бы суперкомпьютер, с которым нельзя состязаться. У него абсолютная память, он никогда не устает, у него не болит голова, и он очень быстро перерабатывает информацию. Но он не делает открытий! Он не способен пойти в ту сторону, в которую не предполагается ходить.

Гений идет туда, где топкое болото, где все остальные проваливаются. Возможно, провалится и он, но через 200 лет его оттуда вытащат и скажут: “Его зовут Ньютон”.

Я часто говорю, что таблица Менделеева приснилась Менделееву, а не его кухарке. Гению нужна питательная среда, чтобы нейронные связи запускались и работали с каким-то материалом. Не среди пустыни рождается результат.

– Вы говорите, что мозг – капитан всего, он нами управляет…

– К сожалению. Надо относиться к нему с уважением – он умнее, чем мы. Это не только нейронная сеть, но и вся та культура, которая легла в нейронную сеть (если вы учились…). Я всех пугаю заявлением, что мозг всему голова. Мы не можем недооценивать то, что лежит у нас между ушами – это очень мощная вещь.

Очень много зависит от генов, от эндокринного статуса, таких факторов много. У человека что-то не состоялось в жизни, и он всем показывает, какой он мачо. А он не мачо, а микроб, кто сильный, тот свою силу не демонстрирует. Но очень много таких, и они срываются на людях, даже на детях.

– Что же с этим делать?

– Если не будет серьезного гуманитарного образования, мы погибнем. Вся эта техника прекрасно обойдется без нас, а мы тем временем загнемся. Поэтому хорошее гуманитарное образование, чтение серьезных книг, умение слушать серьезную музыку – учить этому надо. Ходить по музеям, на прогулки, смотреть на природу и учиться у неё.

📌 В этом учебном году у нас стартовал курс, который учит думать нестандартно и раскрывать способности мозга. «Развитие логики. Учимся размышлять и решать олимпиадные задачи» ➡️ https://clck.ru/XpRxJ

На следующей неделе стартует вторая часть курса, по традиции с открытых уроков: в понедельник 25 октября в 16-00 (мск), для начальной школы – в среду 27 октября в 16-00 (мск). Приглашаем присоединиться всех желающих.

🤔 Поделитесь, а какое занятие по вашему лучше всего развивает мозг?