Как повысить самооценку ребёнка ☀️

Психологи предлагают отличное упражнение (и диагностическое, и коррекционное) для повышения самооценки ребёнка.

Упражнение строится на главном принципе формирования самооценки — наше представление о себе с детства складывается из позитивных и/или негативных оценок взрослых.

Задачей упражнения является понять и при необходимости скорректировать в сознании ребенка представления о себе.

Итак, упражнение «Солнышко».

Вам понадобится: альбомный лист, карандаши или фломастеры.

▪️ Попросите ребёнка нарисовать солнышко с лучами. Никаких требований к рисунку не предъявляется, ребёнок рисует солнышко где угодно в пределах листа и чем ему нравится.

▪️ Пусть ребёнок немного расскажет о солнышке.

— Солнышко — какое оно?
— Яркое, жёлтое, красное, доброе, тёплое, радостное…

— А теперь представь, что солнышко — это ты. У солнышка твоё имя.

▪️ Пусть ребёнок подпишет своё имя на солнышке.

▪️ У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков.

— Ты перечислил, какое солнышко замечательное: тёплое, светлое, доброе… Давай подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то твоё замечательное качество. Какой ты?

Ребёнок может не сразу ответить (что уж говорить, и взрослые нередко теряются). Помогите ему, сказав, например: «Я считаю, что ты добрый. А ещё какой?»

▪️ Каждое названное вами или ребёнком качество подписывается вдоль лучика. Нужно постараться, чтобы каждый лучик был назван. И позвольте ребёнку немного пофантазировать, прихвастнуть. Не возражайте, даже если считаете, что это качество или привычка у него не развито или вообще отсутствует.

Так, вы сможете услышать, что ребёнок считает своими достижениями. Запишите всё, что услышите. Со временем вы можете дорисовывать и дописывать новые лучики.

Психологи фиксировали изменения в настроении ребенка при выполнении этого упражнения с помощью компьютерной диагностики. У некоторых оно менялось от мрачно-черного до солнечно-желтого. Только представьте, какой эффект!

Важно!

📌 Не нужно реплик: «Да, это делается, когда тебе десять раз скажешь…» и т. п. В упражнении «Солнышко» мы работаем только на позитиве.

📌 Как бы вы ни сердились на ребёнка, никогда не стирайте, не зачеркивайте лучики, не попрекайте его («ну ты же Солнышко, ты не должен себя так вести…»). Иначе упражнение не только потеряет свой смысл, но и даст обратный эффект!

📌 Если ребёнок стесняется выполнять упражнение с вами (так бывает у подростков), предложите подписать лучики одному, по инструкции. Или делайте вместе, каждый своё, не подглядывая друг к другу без разрешения.

Оценивая свои качества ребёнок научится замечать то хорошее, что есть в нём, и гордиться своими достижениями.