Где живет учебная мотивация подростка?

Где живет учебная мотивация подростка?

Приходит много писем с просьбой рассказать о Егоре. Как удается выстроить обучение с подростком? Как справляемся с трудностями? Как мотивирую его на учебу? Кто- то спрашивает по факту: тоже ребёнок в подростковом периоде. Кто-то – наперед: столько наслушались от знакомых, что заранее оторопь берет. Хочется подготовиться, если можно, соломки подстелить…

С полной уверенностью могу сказать, что природа именно его организма оказалась к Егору совершенно беспощадной. Наблюдаю за его сверстниками – ещё совсем мальчишки… И ростиком небольшим, щупленькие, голосочки еще совсем детские… Егор же растёт, что тот богатырь из сказки, раздался в плечах, и уже издалека не могу различить чей голос: мужа или сына.

Естественно, все не проходит бесследно. Настроение неустойчивое, напоминает шлюпку во время шторма. То нахлынет период вялости и апатии: «Мам, мне ужасно тяжело сегодня! Даже шевелиться неохота. Совсем нет сил.»

Что я делаю? Верю! Неохота шевелиться – лежи, копи силы. Я прекрасно вижу куда уходит энергия – два размера джинсов за три-четыре месяца!

Через пару часов ожил, просыпается активность: и вот уже почитал, позанимался на фортепиано, открыл учебник… А там неудача… Слишком сложный пример, непонятное задание. Мгновенный взрыв! «Да что за тупое уравнение! Какой урод тебя придумал! И за что всё это свалилось на мою голову!!!»

Плохо воспитан? Нет выдержки? А может, воли? Разбалован? Что же делать? Прочитать нотацию? Наказать? Может, забрать телефон или отключить интернет до выходных? Или не разрешить вечером поболтать с друзьями по Скайпу? А вместо этого пусть сидит решает алгебру? В следующий раз будет следить за своим поведением!

В следующий раз… он озлобится… И не на учебник, а на меня. За то, что оказалась глуха и слепа. Передо мной подросток, мой любимый человек в самый сложный период его жизни. Период взросления, мощнейшего роста и физиологического созревания. Но в этот период детям не положен больничный или академический отпуск. Нужно продолжать учиться! При этом уровень сложности предметов и объёмы материала нарастают, да и ОГЭ уже не за горами!

Как справиться со всем этим? Чем воодушевить и мотивировать на учебу? Как заставить работать и учиться?

Совет первый: быть рядом. Все время. Отбросить в сторону предрассудки в стиле: «Уже взрослый. Должен быть самостоятельным. Пора все самому. Так и буду всю жизнь ему нянькой?» То, нужна ли ему будет нянька в дальнейшем, зависит от того, как выстрою отношения сейчас. Он обязательно станет взрослым и самостоятельным! Но только не сегодня! Не в этот ответственный для него период! Сегодня ему нужна моя поддержка, любовь, внимание, теплота и забота. Поменьше нотаций, упреков, обвинений и сравнений. «У соседей вон парень – любо поглядеть! А ты у меня в кого такой?!» Я даже примерно слышу ответ! Он больше меня не боится! Он чувствует в себе силы ответить на несправедливость и он сделает это!

Совет второй: следим за привязанностью. Чтобы со всеми трудностями и проблемами – к нам! Чтобы дома было уютнее и спокойнее, чем где бы то ни было. Чтоб не хотелось убежать из дома в интернет, дурную компанию и восполнять там недостаток любви и внимания.

Как мотивировать его на учебу? Его, вот такого вспыльчивого, нервного и непостоянного?

У меня получается только так: учиться вместе с ним. Вместе решаем алгебру, вместе разбираем уравнения по химии, смотрим лекции по физике. Бесполезно потакать: «У тебя Островский не читан, и «Капитанскую дочку» не открывал. Вообще не читаешь!» И не откроет… Сам, без меня – ни за что! Открываем вместе. Вместе хохочем над «Ревизором» и «Мертвыми душами». Я искренне убеждена, что это величайшие шедевры отечественной литературы! Но не пытаюсь забить сыну в голову этот гвоздь, а рассказываю что именно меня восхищает и удивляет. Не в форме ответов у доски, а по-простому, по-человечески… Своими словами, и не по списку вопросов в конце параграфа.

Приходится искренне поверить, что погонять с друзьями по сети во сто раз интереснее, чем учить наизусть отрывок из Лермонтова. И тогда Егор понимает, что мы с ним честны, и отвечает взаимной честностью. Не возникает ненависти и сопротивления: «Мам, я дочитал «Ревизора» до конца. Не дождался тебя. Ты все занята и занята, а мне уже не терпелось узнать чем там дело закончилось. Что у нас ещё есть Гоголя?» «Возьми «Вий» почитай…»

Через пару часов: «Мам, улееееет!!!»

Заметьте, я уже с ним не пошла…

И точно так с алгеброй и химией: «Мам, пасип. Дальше я сам.»

Так буду ли ходить за ним нянькой всю жизнь? Ответ очевиден. Не будет такой необходимости.

И в заключение. Мы все мечтаем видеть наших детей чуткими и понимающими, любящими и заботливыми. Где он должен научиться всему этому? Кто даст ему самому почувствовать как это, когда тебя любят, ценят и по-настоящему уважают? Мы ждем от подрастающего чада осознанной и взрослой модели поведения? Значит, должны именно такую модель показывать ему сами!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.