И они прекрасно читают наши мысли, угадывают их через наши действия, поступки, интонации в голосе, через слова, которые мы говорим. Запомните, если вы говорите малышу, что вы хотите с ним поиграть, а сами в этот момент хотите проверить, как он знает то или это, или намереваетесь непременно научить его чему-то – вы ему лжёте! И ребёнок чувствует эту ложь! Его нельзя обмануть! И в этот момент он теряет к вам доверие. Хорошо, если вы просто педагог… Встретились – разошлись… Но, если вы родитель – вы теряете авторитет, как родитель! Конечно, всё это происходит не за минуту и происходит неосознанно. Но вот вы заметили, что ребёнок стал не так охотно соглашаться “поиграть” с вами, вот вы почувствовали, что у него пропадает интерес к занятиям, вот малыш начал увиливать от занятий… А вот он начал хитрить вам вообще по жизни… А где кроется причина, никто не догадывается. Поэтому, если вы пообещали ребёнку поиграть с ним, неважно, в “Кубики”, “Платоновы тела”, “Дорожные знаки”, то будьте добры, сделайте так, чтобы ваша последующая деятельность соответствовала игре по всем параметрам! И не думайте о результате! Потому как он, ещё раз напоминаю, появится! По-другому не может быть! Нет детей, не умеющих читать! Но, у каждого свои сроки! Об этом чуть ниже…
Вполне реальна ситуация, когда вам во что бы то ни стало надо проверить уровень владения чем-либо или сформированность какого-нибудь навыка. В таком случае, честно признайтесь ему в этом: “Давай сегодня посмотрим, как ты читаешь длинные слова (какие геометрические фигуры ты уже знаешь, сколько дорожных знаков запомнил и т.д.)” А если вы считаете, что игра игрой, а учиться всё же надо, то так и скажите: “Ты знаешь, вот я подумал, что ты уже достаточно большой (большая), и было бы здорово научиться читать (считать, писать). Но, чтобы тебе было интересно и не скучно, я могу сделать наши занятия похожими на игру”. По крайней мере, это будет честно!
Виктория Кузнецова