Читаем сказки

✨ Почему дети просят почитать одну и ту же сказку по тысячу раз?

Это важная потребность убедиться в том, что жизнь стабильна и предсказуема. Ребенок знает, чем сказка закончится, и ему хочется еще раз убедиться, что все на своем месте и концовка та же, какая была вчера и позавчера.

Иногда маме надоедает повторять одно и то же, и она изменяет финал. Малыш поднимает бунт: не так было! Уважьте его, и сколько просит, столько и читайте любимую сказку, спокойно и без раздражения. Так закладывается уверенность: все в жизни идет своим чередом.

✨ Еще дети обожают страшные сказки, фильмы и книги-ужастики. Нормально ли это?

Совершенно нормально. У любого человека физиологически заложена потребность бояться, как и потребность любить, сердиться, – словом, испытывать разные эмоции. Страшные сказки для ребенка – это опыт детской самотерапии.

Много раз проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения. Страшные истории дают малышу возможность убедиться в своей способности пережить страх, справиться с ним и даже отнестись к сюжету с юмором.

Поэтому страшные сказки читать ребенку надо! Вернее, так: если ребенку они нравятся, читайте, а если он категорически не хочет их слушать, нервничает – настаивать не стоит.

Но, выбирая страшную сказку, стоит остановиться на той, где отрицательный герой перевоспитывается и где у истории хороший конец. И еще: где средства борьбы со злом социально одобряемые – герой побеждает с помощью ума, силы, смелости, а не подлости.

✨ Сказки нужно с ребенком обсуждать!

Психологи советуют: сказки нужно обсуждать! Оценивать поступки героев, делать акценты, отпускать меткие реплики. Можно начать с вопроса: как ты думаешь, о чем сказка? Герой хочет нас научить чему-то важному, а мы должны угадать, чему.

Например, «Курочка-Ряба» – ну как минимум что дом надо содержать в чистоте, тогда мыши не будут шастать где попало. Или сказки про красных девиц: а может, и среди простых людей есть настоящие принцы? Андерсеновские грустные сказки научат сочувствию, помощи, разовьют эмоции – они так нужны человеку! Вот о чем можно говорить с ребенком долго и плодотворно.

Весьма полезной может оказаться программа, предложенная героем сказки «Мальчик-с-пальчик»: он находит выход даже из безвыходной ситуации! Обсудите все это с ребенком – и история станет поучительной, а не просто развлекательной.

В сказке про Емелю, вопреки расхожему мнению, нет «программы лени»: Емеля, как и всякий дурак на Руси, на самом деле не дурак вовсе, а юродивый, то есть проницательный и мудрый. И не ленивый он, а мыслитель – лежит на печи и думает! Значит, в почете не только ручной труд, но и умственный.

В сказке «Гуси-лебеди» заложен замечательный смысл – нужно помогать другим, и тогда добро вернется добром. Вообще, во многих сказках герой идет по дорогам, спасает зверушек, а потом ему все отвечают тем же.

Здесь важно усвоить одну важную информацию: в мире есть отсроченное добро. Это значит, твое добро не обязательно вернется к тебе сию минуту, быть может, тебе помогут через много лет, когда ты будешь в том нуждаться.

И, самое главное, не стоит ждать, что тебе отплатят добром, – помогать людям нужно просто так 🧡